Структура

Структура библиотечно-информационного центра

 Отдел обслуживания  (гидро-комплекс);

  • Отдел информационно - библиотечного обслуживания (технологический комплекс);
  • Сектор комплектования и каталогизации (технологический комплекс);
  • Сектор оцифровки и IT (технологический комплекс);
  • Сектор координации базы данных (технологический комплекс);
  • Сектор научно-библиографической службы (технологический комплекс);
  • Методический кабинет (технологический комплекс);
  • Сектор художественной литературы №1 (факультет гуманитарно-социальных наук);
  • Сектор художественной литературы №2 (к гидро-комплекс);
  • Читальный зал №1 (факультет гуманитарно-социальных наук);
  • Читальный зал №2 (технологический комплекс);
  • Читальный зал №3 (факультет экономики и бизнеса);
  • Читальный зал периодических изданий №4 (технологический комплекс);
  • Читальный зал №5 (гидро-комплекс);
  • Читальный зал №6 (гидро-комплекс);
  • Читальный зал научной литературы № 7 (гидро-комплекс);
  • Ночной читальный зал №8 (общежитие № 1);
  • Электронный читальный зал №9 (технологический комплекс);
  • Читальный зал №10 (г. Каратау);
  • Ночной читальный зал №11 (общежитие № 2);
  • Электронный читальный зал №12 (гидро-комплекс);
  • Электронный зал каталогов №13 (гидро-комплекс);
  • Читальный зал научной литературы № 14 (технологический компекс);

Сектор  комплектования и каталогизаци

       Основные задачи  cектора  комплектования и каталогизации:

  • комплектование фонда учебной, научной и художественной литературой, периодическими изданиями, электронными носителями, а также комплектование фонда в соответствии с профилем университета и потребностими читателей;
  • качественное формирование фонда, учет и обеспечение их сохранности;
  • основные процессы комплектования ведутся по системе «КАБИС»: учет, комплектование, штрих - кодирование, научная обработка литературы, подписка, регистрационный учет периодических изданий.
  • сформировать базу данных новых поступлений в электронный каталог, организовать и вести работу с генеральным каталогам;
  • в целях сохранения книжного фонда организовать проверку структурных подразделении БИЦ;
  • принимать заявки от кафедр и из других структурных подразделений БИЦ;
  • в целях пополнения фонда ознакомиться с прайс-листами и тематическимм планами издательств;
  • рассмотреть способы закупа литератур, ознакомление с тематическими планами издательств, сотрудничество с книготорговыми организациями.
  • реализовать книгообмен с другими библиотеками;
  • обеспечение учебниками и периодическими изданиями соответственно требованию;
  • проведение подписки на периодические издания и отслежование их поступления;
  • информирование о книгообеспеченности специальностей по обучающим дисциплинам;
  • приобретение литературы по заявкам кафедр.
  • распространение каталогов тематических планов издательств;
  • изучение фонда для удовлетворения требований библиотечно-информационного центра и потребности читателя.

Задача отдела комплектования состоит в качественном формировании фонда библиотеки на весь численный состав студентов. Библиотечный фонд Библиотечно-информационного центра комплектуется учебниками, электронными учебниками, учебно-методическими пособиями согласно «Инструкции о формировании фонда библиотеки государственной организации образования Республики Казахстан», утвержденной приказом № 508 Министерства образования и науки Республики Казахстан от 18 июля 2003 года, а также с учетом требований «Положения о формировании фонда библиотечно-информационного центра  ТарГУ им. М.Х.Дулати», утвержденной приказом №529 ректора университета  от 11.12.2018 года.  

                                                             Сектор оцифровки  и IT

Основные задачи  сектора оцифровки  и IT:

  • оцифровки ценных, редких книг и документов, трудов ППС совместно с сектором координации базы данных с соблюдением авторских прав;
  • учет документов, переведенных в цифровую систему;
  • обработка электронных документов, которые были переведены в цифровую систему для пополнения библиотечного фонда;
  • предоставление информации, использование, хранение в библиотечно-информационном центре в автоматизированном режиме;
  • техническая поддержка сайта библиотечно-информационного центра;
  • обеспечение информацией и дополнением содержания Web-сайта библиотечно-информационного центра;
  • развитие локальной компьютерной сети библиотечно-информационного центра;
  • хранение, предоставление электронных форматов документов;
  • формирование различных версий электронных книг (pdf, djvu, rar);
  • резервное копирование электронных документов;
  • копирование информации на электронные носители; (USB, CD, DVD);
  • создание «Электронной библиотечной системы» ТарГУ им. М.Х. Дулати;
  • разработка программных рекомендаций, рекламных инструментов для работы библиотеки; (буклеты, путеводители, стенды)
  • организация виртуальных книжных выставок;
  • проведение профилактических мероприятий по компьютерной технике;
  • развитие системы компьютерных коммуникаций во всех отделах библиотечно-информационного центра;
  • внедрение новых инновационных технологий в библиотечный процесс;
  • системная поддержка сервера совместно с Центром новых информационных технологий.

                                                Сектор координации баз данных

        Основные задачи сектора координации баз данных:

  • организация единой базы данных Библиотечно-информационного центра;
  • поддержка и развитие программы «КАБИС»;
  • развитие всех возможностей «КАБИС» и других автоматизированных информационно-библиотечных систем;
  • правильная организация ретроспективной конверсии;
  • пополнение, редактирование каталога «Электронные ресурсы»;
  • резервное копирование базы данных ЭК / один раз в месяц;
  • контроль над качеством описаний библиографических записей информации в соответствии со стандартом;
  • создание и обновление отраслевых рубрик и ключевых слов в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями;
  • пополнение Электронного каталога полнотекстовыми документами путем сканирования редких и малоэкземплярных книг совместно с сектором цифровизации и IT;
  • работа по всем государственным и межгосударственным стандартам в области «Библиотечного дела», а также
    организация работы, связанной с повышением квалификации сотрудников библиотечно-информационного центра на основе этих стандартов;
  • контроль над содержанием и качеством общей базы данных Библиотечно-информационного центра,  а также оказание персональной помощи;
  • проверка и исправление библиографических записей на всех базах в соответствии с межгосударственными стандартами;
  • совершенствование и развитие предметного рубрикатора и словаря ключевых слов;
  • развитие полнотекстовых баз данных (электронного каталога и приобретенной полнотекстовой базы данных).

                                         Сектор научно-библиографической  службы

Основные  задачи  сектора научно-библиографической  службы:

  • обеспечение всех пользователей информационным и справочно-библиографическим обслуживанием;
  • введение, проверка и исправление библиографических записей;
  • выполнение справок(тематических,фактографических,адресных,уточняющих и т. д.);
  • анализ традиционых и виртуальных библиографических справок  и  определения причин отказов;
  • выполнение информационно-библиографических работ в системе избирательного распространения информации (ИРИ) и дифферинцированного обслуживания руководителей;
  • выполнение информационно-библиографических работ в системе избирательного распространения информации (ИРИ) и дифферинцированного обслуживания руководителей (ДОР);
  • составление тематических списков литературы из базы данных электронного каталога;  
  • организация дней информации для пользователей, декада факультета, дней магистрантов и докторантов и других видов информационных мероприятий;
  • совершенствование работ по введению в базу ЭК статей и полнотекстовых трудов профессорско-преподавательского состава и материалов краеведения;                                       
  • составление библиографических и биобиблиографических указателей;
  • сбор данных диссертаций и авторефератов защищенных в ТарГУ;
  • организация тематических и открытых выставок.

                                                                      Методический кабинет

Основные задачи  методического кабинета:

  • совершенствование деятельности библиотек области, освоение и внедрение библиотечных инноваций;
  • посещение библиотек с целью оказания методической помощи и обмена опытом, деловые поездки;
  • разработка и корректировка основных документов (уставы, положения, инструкции) Библиотечно-информационного центра;
  • составление годовых, полугодовых планов работы и отчетов библиотечно-информационного центра, проверка их выполнения, анализ и хранение статистических данных;
  • проведение маркетинговых исследований в библиотечно - информационном центре;
  • планирование и организация различных рекламных и праздничных мероприятий;
  • организация мероприятий по повышению квалификации специалистов библиотеки (конференции, региональные форумы библиотекарей, семинары, тренинги, обучающие курсы и др.);
  • выявление новых видов работы в библиотечном деле, внедрение его в деятельность библиотечно-информационного центра;
  • проведение мониторинга деятельности библиотеки, создание методических, рекомендательных и информационных изданий;
  • анализирование, составление информационных справок, консультирование;
  • сбор статей из профессиональных периодических изданий.

                                                               Отделы обслуживания

Основные задачи  отделов обслуживания:

  • качественное справочно-библиографическое, библиотечно-информационное обслуживание всех категорий пользователей по образовательной, научной и культурно-просветительской работе;
  • обеспечение читателей учебной, учебно-методической и научной литературой для работы вне библиотеки;
  • организация процесса регистрации и перерегистрации читателей;
  • организация эффективного, рационального, оперативного и качественного обслуживания  студентов, преподавателей и сотрудников вуза;
  • анализ читаемости и книгообеспеченности,  с целью докомплектования фондов и удовлетворения запросов;
  • работа с отказами на издания и читательской задолженностью;
  • оказание  консультационной помощи в самостоятельном поиске и выборе источников информации;
  • обслуживание пользователей библиотечно-информационного центра по электронному каталогу в программе «КАБИС»;
  • оказание помощи зарегистрированным пользователям в получении необходимых книг на дом;
  • -контроль за своевременным возвратом документов;

В фонде отдела обслуживания библиотечно-информационного центра функционируют сектора художественной литературы, где собраны произведения мировых классиков, художественные произведения казахской литературы, поэзия и проза.

В целях пропаганды литературы по всем специальностям организовываются тематические книжные выставки.

 В фонде отдела обслуживания Библиотечно-информационного центра отдельно выделен фонд редкой литературы, в котором имеются 1043 издания конца ХІХ начала ХХ века. Основную часть фонда составляют энциклопедии, словари и справочники. Ценными изданиями являются: 41 томный энциклопедический словарь института «Гранат», «Описание новой библиотеки конгресса въ Вашингтонъ», «Как люди на свете живут. Итальянцы», «Ломоносов и Елизаветинское время» Российской академии наук.

Читальные залы

Среди пользователей библиотеки большой популярностью пользуются специализированные читальные залы, электронные читальные залы, залы периодических изданий.  Фонды читальных залов включают в себя книги и периодические издания по всем отраслям знаний лучших отечественных и зарубежных авторов и издательств, самые новые и ценные издания, в том числе поступившие в библиотеку в единственном экземпляре, электронные документы учебного и научного характера. Библиотечное обслуживание осуществляется  в пределах читальных залов без права выноса литературы.

  • индивидуальное и массовое библиотечно - информационное обслуживания пользователей;
  • консультирование по вопросам информационного поиска;
  • обеспечение возможности использования информационных ресурсов библиотечно-информационного центра;
  • помощь в работе с электронными каталогами и другими электронными базами библиотеки;  
  • предоставление сведений об информационных ресурсах электронной библиотеки;
  • обеспечение доступа компьютеров электронного читального зала для работы с информационными ресурсами;
  • контроль за работой пользователей  читальных залов с учебными материалами;
  • выполнение справочно-информационных запросов;
  • проведение открытых выставочных и информационно - обучающих мероприятий.