Структура библиотечно-информационного центра
Отдел обслуживания (гидро-комплекс);
- Отдел информационно - библиотечного обслуживания (технологический комплекс);
- Сектор комплектования и каталогизации (технологический комплекс);
- Сектор оцифровки и IT (технологический комплекс);
- Сектор координации базы данных (технологический комплекс);
- Сектор научно-библиографической службы (технологический комплекс);
- Методический кабинет (технологический комплекс);
- Сектор художественной литературы №1 (факультет гуманитарно-социальных наук);
- Сектор художественной литературы №2 (к гидро-комплекс);
- Читальный зал №1 (факультет гуманитарно-социальных наук);
- Читальный зал №2 (технологический комплекс);
- Читальный зал №3 (факультет экономики и бизнеса);
- Читальный зал периодических изданий №4 (технологический комплекс);
- Читальный зал №5 (гидро-комплекс);
- Читальный зал №6 (гидро-комплекс);
- Читальный зал научной литературы № 7 (гидро-комплекс);
- Ночной читальный зал №8 (общежитие № 1);
- Электронный читальный зал №9 (технологический комплекс);
- Читальный зал №10 (г. Каратау);
- Ночной читальный зал №11 (общежитие № 2);
- Электронный читальный зал №12 (гидро-комплекс);
- Электронный зал каталогов №13 (гидро-комплекс);
- Читальный зал научной литературы № 14 (технологический компекс);
Сектор комплектования и каталогизаци
Основные задачи cектора комплектования и каталогизации:
- комплектование фонда учебной, научной и художественной литературой, периодическими изданиями, электронными носителями, а также комплектование фонда в соответствии с профилем университета и потребностими читателей;
- качественное формирование фонда, учет и обеспечение их сохранности;
- основные процессы комплектования ведутся по системе «КАБИС»: учет, комплектование, штрих - кодирование, научная обработка литературы, подписка, регистрационный учет периодических изданий.
- сформировать базу данных новых поступлений в электронный каталог, организовать и вести работу с генеральным каталогам;
- в целях сохранения книжного фонда организовать проверку структурных подразделении БИЦ;
- принимать заявки от кафедр и из других структурных подразделений БИЦ;
- в целях пополнения фонда ознакомиться с прайс-листами и тематическимм планами издательств;
- рассмотреть способы закупа литератур, ознакомление с тематическими планами издательств, сотрудничество с книготорговыми организациями.
- реализовать книгообмен с другими библиотеками;
- обеспечение учебниками и периодическими изданиями соответственно требованию;
- проведение подписки на периодические издания и отслежование их поступления;
- информирование о книгообеспеченности специальностей по обучающим дисциплинам;
- приобретение литературы по заявкам кафедр.
- распространение каталогов тематических планов издательств;
- изучение фонда для удовлетворения требований библиотечно-информационного центра и потребности читателя.
Задача отдела комплектования состоит в качественном формировании фонда библиотеки на весь численный состав студентов. Библиотечный фонд Библиотечно-информационного центра комплектуется учебниками, электронными учебниками, учебно-методическими пособиями согласно «Инструкции о формировании фонда библиотеки государственной организации образования Республики Казахстан», утвержденной приказом № 508 Министерства образования и науки Республики Казахстан от 18 июля 2003 года, а также с учетом требований «Положения о формировании фонда библиотечно-информационного центра ТарГУ им. М.Х.Дулати», утвержденной приказом №529 ректора университета от 11.12.2018 года.
Сектор оцифровки и IT
Основные задачи сектора оцифровки и IT:
- оцифровки ценных, редких книг и документов, трудов ППС совместно с сектором координации базы данных с соблюдением авторских прав;
- учет документов, переведенных в цифровую систему;
- обработка электронных документов, которые были переведены в цифровую систему для пополнения библиотечного фонда;
- предоставление информации, использование, хранение в библиотечно-информационном центре в автоматизированном режиме;
- техническая поддержка сайта библиотечно-информационного центра;
- обеспечение информацией и дополнением содержания Web-сайта библиотечно-информационного центра;
- развитие локальной компьютерной сети библиотечно-информационного центра;
- хранение, предоставление электронных форматов документов;
- формирование различных версий электронных книг (pdf, djvu, rar);
- резервное копирование электронных документов;
- разработка программных рекомендаций, рекламных инструментов для работы библиотеки (буклеты, путеводители, стенды);
- проведение профилактических мероприятий по компьютерной технике;
- развитие системы компьютерных коммуникаций во всех отделах библиотечно-информационного центра;
- внедрение новых инновационных технологий в библиотечный процесс;
- системная поддержка сервера совместно с Центром новых информационных технологий.
Сектор координации баз данных
Основные задачи сектора координации баз данных:
- организация единой базы данных Библиотечно-информационного центра;
- поддержка и развитие программы «КАБИС»;
- развитие всех возможностей «КАБИС» и других автоматизированных информационно-библиотечных систем;
- правильная организация ретроспективной конверсии;
- пополнение, редактирование каталога «Электронные ресурсы»;
- резервное копирование базы данных ЭК / один раз в месяц;
- контроль над качеством описаний библиографических записей информации в соответствии со стандартом;
- создание и обновление отраслевых рубрик и ключевых слов в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями;
- пополнение Электронного каталога полнотекстовыми документами путем сканирования редких и малоэкземплярных книг совместно с сектором цифровизации и IT;
- работа по всем государственным и межгосударственным стандартам в области «Библиотечного дела», а также
организация работы, связанной с повышением квалификации сотрудников библиотечно-информационного центра на основе этих стандартов; - контроль над содержанием и качеством общей базы данных Библиотечно-информационного центра, а также оказание персональной помощи;
- проверка и исправление библиографических записей на всех базах в соответствии с межгосударственными стандартами;
- совершенствование и развитие предметного рубрикатора и словаря ключевых слов;
- развитие полнотекстовых баз данных (электронного каталога и приобретенной полнотекстовой базы данных).
Сектор научно-библиографической службы
Основные задачи сектора научно-библиографической службы:
- обеспечение всех пользователей информационным и справочно-библиографическим обслуживанием;
- введение, проверка и исправление библиографических записей;
- выполнение справок(тематических,фактографических,адресных,уточняющих и т. д.);
- анализ традиционых и виртуальных библиографических справок и определения причин отказов;
- выполнение информационно-библиографических работ в системе избирательного распространения информации (ИРИ) и дифферинцированного обслуживания руководителей;
- выполнение информационно-библиографических работ в системе избирательного распространения информации (ИРИ) и дифферинцированного обслуживания руководителей (ДОР);
- составление тематических списков литературы из базы данных электронного каталога;
- организация дней информации для пользователей, декада факультета, дней магистрантов и докторантов и других видов информационных мероприятий;
- совершенствование работ по введению в базу ЭК статей и полнотекстовых трудов профессорско-преподавательского состава и материалов краеведения;
- составление библиографических и биобиблиографических указателей;
- сбор данных диссертаций и авторефератов защищенных в ТарГУ;
- организация тематических и открытых выставок.
Методический кабинет
Основные задачи методического кабинета:
- совершенствование деятельности библиотек области, освоение и внедрение библиотечных инноваций;
- посещение библиотек с целью оказания методической помощи и обмена опытом, деловые поездки;
- разработка и корректировка основных документов (уставы, положения, инструкции) Библиотечно-информационного центра;
- составление годовых, полугодовых планов работы и отчетов библиотечно-информационного центра, проверка их выполнения, анализ и хранение статистических данных;
- проведение маркетинговых исследований в библиотечно - информационном центре;
- планирование и организация различных рекламных и праздничных мероприятий;
- организация мероприятий по повышению квалификации специалистов библиотеки (конференции, региональные форумы библиотекарей, семинары, тренинги, обучающие курсы и др.);
- выявление новых видов работы в библиотечном деле, внедрение его в деятельность библиотечно-информационного центра;
- проведение мониторинга деятельности библиотеки, создание методических, рекомендательных и информационных изданий;
- анализирование, составление информационных справок, консультирование;
- сбор статей из профессиональных периодических изданий.
Отделы обслуживания
Основные задачи отделов обслуживания:
- качественное справочно-библиографическое, библиотечно-информационное обслуживание всех категорий пользователей по образовательной, научной и культурно-просветительской работе;
- обеспечение читателей учебной, учебно-методической и научной литературой для работы вне библиотеки;
- организация процесса регистрации и перерегистрации читателей;
- организация эффективного, рационального, оперативного и качественного обслуживания студентов, преподавателей и сотрудников вуза;
- анализ читаемости и книгообеспеченности, с целью докомплектования фондов и удовлетворения запросов;
- работа с отказами на издания и читательской задолженностью;
- оказание консультационной помощи в самостоятельном поиске и выборе источников информации;
- обслуживание пользователей библиотечно-информационного центра по электронному каталогу в программе «КАБИС»;
- оказание помощи зарегистрированным пользователям в получении необходимых книг на дом;
- -контроль за своевременным возвратом документов;
В фонде отдела обслуживания библиотечно-информационного центра функционируют сектора художественной литературы, где собраны произведения мировых классиков, художественные произведения казахской литературы, поэзия и проза.
В целях пропаганды литературы по всем специальностям организовываются тематические книжные выставки.
В фонде отдела обслуживания Библиотечно-информационного центра отдельно выделен фонд редкой литературы, в котором имеются 1043 издания конца ХІХ начала ХХ века. Основную часть фонда составляют энциклопедии, словари и справочники. Ценными изданиями являются: 41 томный энциклопедический словарь института «Гранат», «Описание новой библиотеки конгресса въ Вашингтонъ», «Как люди на свете живут. Итальянцы», «Ломоносов и Елизаветинское время» Российской академии наук.
Читальные залы
Среди пользователей библиотеки большой популярностью пользуются специализированные читальные залы, электронные читальные залы, залы периодических изданий. Фонды читальных залов включают в себя книги и периодические издания по всем отраслям знаний лучших отечественных и зарубежных авторов и издательств, самые новые и ценные издания, в том числе поступившие в библиотеку в единственном экземпляре, электронные документы учебного и научного характера. Библиотечное обслуживание осуществляется в пределах читальных залов без права выноса литературы.
- индивидуальное и массовое библиотечно - информационное обслуживания пользователей;
- консультирование по вопросам информационного поиска;
- обеспечение возможности использования информационных ресурсов библиотечно-информационного центра;
- помощь в работе с электронными каталогами и другими электронными базами библиотеки;
- предоставление сведений об информационных ресурсах электронной библиотеки;
- обеспечение доступа компьютеров электронного читального зала для работы с информационными ресурсами;
- контроль за работой пользователей читальных залов с учебными материалами;
- выполнение справочно-информационных запросов;
- проведение открытых выставочных и информационно - обучающих мероприятий.